сделать стартовой PDA
логин: пароль:
запомнить
Регистрация|Забыли пароль?
svitsofii.com.ua
Товаров в корзине
0
 шт.
Сумма заказа :  
0 гр.
валюта  
Поиск по каталогу
расширенный поиск
Автор
Главная Автор

ИОАНН БЛАЖЕННЫЙ – МИСТИК ВНЕ ВРЕМЕНИ

Начало миссии

  В самых разных мистических и религиозных традициях поныне бытует убеждение, что Всевышний в разное время и разным народам посылает множество пророков и посланников. Исповедающие ислам считают, что последним, в отличие от первых, для выполнения своих миссий нужны указания-наставления в виде свитков или книг. Пророки же действуют боговдохновенно, по собственной интуиции, дарованной им свыше. Близки к этой богоизбранной когорте праведники и провидцы, которые своим примером, а также письменным и устным словом наставляют людей тому, чему не научишься ни в каких учебных заведениях.

   Великие ученые и мыслители, поэты и писатели, особенно те, которых Создатель одарил пророческим и провидческим даром, жившие прежде и живущие теперь, являются духовными светочами на человеческом пути, освещая и указывая людям мистическую дорогу, ведущую через любовь и доброту к Первоисточнику всего сущего.

  Здесь речь пойдет об одном из них, великом русском певце и проповеднике доброты и любви, который уже несколько лет живет и творит за пределами России, поскольку, согласно евангелию, «нет пророков в своем отечестве».

   Я имею в виду Иоанна Блаженного (Береславского), одного из немногих, кто чужд мирской славы, но исполнен неизреченной любви. Подобные ему всегда вступали в противоборство с силами зла, за что подвергались жесточайшим гонениям со стороны государственных и религиозных институтов. Попутно отметим, что имя «Иоанн» в переводе означает «сын благодати», ну а «блаженный» в переводе не нуждается.

  В 1939-м году Яков Береславский, крупный инженер и изобретатель, был арестован по доносу соседа. В Бутырской тюрьме с ним произошло таинственное событие. Яков встретил там великого старца Серафима Соловецкого, который пророчествовал ему: «Милость Божия тебя чудесным образом освободит. Выйдя на свободу, ты родишь сына, и он продолжит ветвь помазанников истинного духа».

  Слова Серафима сбылись. Вскоре Яков действительно был освобожден из тюрьмы. А осенью 1946 года в Москве у него родился сын Вениамин, будущий Иоанн.

 В 1970-м году Вениамин Яковлевич Береславский окончил Институт иностранных языков им.Мориса Тореза. Работал переводчиком, преподавал английский язык в Московском государственном университете им.Ломоносова. Получил профессиональное музыкальное образование в училище имени Ипполитова-Иванова (его наставницей долгие годы была Мария Дешалыт, ученица Г.Нейгауза). Рано увлекся литературным творчеством, а поскольку его произведения не вписывались в прокрустово ложе партийной идеологии, главным образом писал «в стол». Публиковаться начал в конце 80-х годов, когда ослабли «идеологические узы».

  Вениамин, с юности отмеченный печатью небесного призвания, постоянно пребывал в поиске наивысшего смысла бытия. Глубоко интересовался мистикой, мировыми религиями, изучал иностранные языки и философию, читал в оригинале зарубежных классиков. Постиг множество религиозных учений и философских школ.

   На его духовный рост по обращении в веру оказало огромное влияние знакомство со святой молитвенницей матушкой Марией Орловской, а потом – со старицей Евфросинией из Почаева, которая открыла ему красоту практического подвижничества, старческое православие Святого Духа.

   В 1985 году Вениамин был пострижен в монашество с именем Иоанн и рукоположен в священники Истинно-Православной (катакомбной) церкви. С 1992 г. он епископ, затем архиепископ. Имея хиротонию от митрополита УАПЦ Иоанна Боднарчука (также принявшего монашество в катакомбной церкви), Блаженный Иоанн стал наследником мистических традиций ИПЦ, ведущей преемство от древних белых старцев через патриарха Тихона и собор соловецких новомучеников во главе с патриархом Серафимом Соловецким (проведшим в лагерях ГУЛАГа в совокупности 39 лет).

  Долгое время Блаженный Иоанн возглавлял Собор епископов российской Православной Церкви Божией Матери Державной. Ныне пребывает в духовном затворе за пределами России, где посетить его стремятся многие ищущие люди, среди которых видные представители интеллигенции и религиозные деятели христианства, ислама, буддизма и других духовных течений из многих стран.

  Так талантливый поэт и писатель, одаренный музыкант и композитор, он прошел удивительный путь от преподавателя иностранных языков в МГУ до великого помазанника Премудрости, славного подвижника неизреченной любви, заслужив признание и сакральное именование «Блаженный».

Духовный путь

   По обращении в 70-х годах XX века в православную веру Блаженный Иоанн долго скитался в поисках духовного наставника и единомышленников. Летом 1980 года на Украине он встретил великую подвижницу старицу Евфросинию. Она воплотила уникальную в то время школу стяжания Святого Духа, имела немало последователей.

   Старица принадлежала к мистической ветви российского богомильства – славян-теогамитов. Наследниками их школы считались также Серафим Саровский, Амфилохий Почаевский, Нил Сорский и другие старцы и старицы вплоть до древнего киевского князя Аскольда (в крещении Николай), обращенного в христианство, согласно преданию, от руки самой Богоматери. Богомильская школа духовности1 восходит к еще более давним временам, включая в себя тайные знания и ключи, полученные, в том числе, от апостолов Андрея и Иоанна, и от Богородицы Девы Марии.

   Духовное наследие Евфросинии и других представителей старчества, а также мистиков различных религиозных направлений, Иоанн Блаженный развивал согласно дарованному свыше вдохновению, что и позволило ему возглавить уникальную славяно-теогамическую духовно-мистическую школу.

   В смутные 90-е годы прошлого века на живое слово пастыря Иоанна откликнулись многие граждане России, оказавшиеся в смятении после бесславного краха коммунистического идолопоклонничества. К нему и его сподвижникам притекли тысячи людей. Так оформилось движение, уходящее духовными корнями к истокам раннего христианства и древнего славянства, и сформировалась развитая духовная школа с ясным учением. Сегодня она имеет многочисленных последователей в разных странах.

   Как и следовало ожидать, благородная деятельность Иоанна по духовному возрождению России и утверждению идеалов святости, гуманизма и толерантности не всем пришлась по вкусу. Духовный учитель оказался в опале как у государственного, так и у церковного чиновничества.

   Вот как описывает его духовный путь публицист О.Лебедев:

   «В поисках духовного отца обошел, пожалуй, все лавры и монастыри, а Всевышний послал ему духовную мать. В убогой келье, сарайчике из-под угля, катакомбная старица Евфросиния открыла ему таинственный мир пакибытия, возжгла в нем негаснущую свечу любви ко Христу. Так он узнал о таинственной ветви довизантийского христианства, берущего свое начало еще от древней Гипербореи и Атлантиды.

  Затем – новое чудесное потрясение: ему явилась сама Царица Небесная.

   Богоматерь воздвигла своего избранника на пророческое и апостольское служение. С тех пор Она неотлучно пребывает с блаженным Иоанном, оказывая духовную помощь тысячам божиих душ.

   Блаженный Иоанн принял монашеский постриг и рукоположение в священники от катакомбных старцев-нестяжателей. Старцы благословили его возглавить богородичную ветвь таинственной Церкви любви.

   …Отец Иоанн открывает запечатанную страницу забытого христианства, которое началось не с насильственного крещения, а от апостольства Богоматери, с периода эфесского затвора.

   Ветвь учеников Христа, идущая от Соловьиной горы, именуется славянскими теогамитами. Ещё их называют хранителями Чаши, каликами перехожими. Славянские теогамиты-чашечники, считались наивысшим чином наравне с белыми старцами. «Будущее – за славянскими теогамитами, – утверждает блаженный Иоанн. – Они вернут человечество к превечному архетипу. Зло исчезнет, конфликты и кризисы прекратятся. На земле утвердится цивилизация чистой небесной любви. Она и преобразит мир».

   Воплощению этого светлого идеала блаженный Иоанн посвящает свою жизнь»2.

  Одна из причин успеха его школы заключается в ее источниках: древнеславянской и раннехристианской духовности, сохранивших свою чистоту от институциональных искажений, привнесенных в историческую церковность византийским жречеством и католической инквизицией.

   На самоотверженном пути этого пастыря можно отметить немало важных вех. Одной из них стало откровение о Соловках – олицетворении незаживающих духовных стигматов на теле измученной коммунистическими диктаторами и их опричниками огромной державы. Этой скорбной и вместе с тем высокодуховной теме посвящены около десяти книг Блаженного Иоанна, в совокупности названные им «Соловецким Евангелием», в которых он открывает тайны «Второй Соловецкой Голгофы»3.

  Согласно преданию, Соловки были когда-то одним из центров гиперборейской цивилизации, и их духовная притягательность сохранялась в течение многих веков, а возможно и тысячелетий. Когда к власти в России пришли большевики, на островах по инициативе и распоряжению Ленина поначалу открыли СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, который при Сталине превратился в СТОН – Соловецкую тюрьму особого назначения. В этом концлагере были замучены тысячи и тысячи христиан и мусульман, а также приверженцев других вероисповеданий. Иоанн Блаженный имеет полное основание именовать островную землю, пропитанную кровью множества безвинных жертв, Второй Голгофой.

  Великое соловецкое мученичество послужит (и уже послужило) искуплению и преображению России и всего мира. Вот почему Соловки именуются мистической столицей ГУЛАГа.

  Блаженный Иоанн был таинственно введен старцами соловецкими в мистическую сокровищницу Соловков. Прославляя подвиг соловецких мучеников, он принял особый крест гонений за открытие о Соловках правды.

  Вместе с единомышленниками он стал первым, кто открыто принес покаяние от лица всей России за тяжелейшие грехи советского времени, за массовый геноцид и миллионы жертв ГУЛАГа. Были собраны сотни тысяч покаянных свитков от частных лиц, целых предприятий и даже глав городских администраций. Свитки были символически сожжены на Первом Всероссийском Покаянном Соборе в Санкт-Петербурге.

  Духовная стезя Иоанна Блаженного всегда была тернистой. Такими же были и пути его друзей и сторонников. Одной из них стала известная правозащитница и журналистка Зоя Александровна Крахмальникова, отсидевшая 7 лет за свои вероубеждения. Поддерживая отца Иоанна в годы гонений, она написала вступление к его книге о Серафиме Соловецком, назвав ее «книгой о любви – о любви к Богу… и о том, как божественная любовь сохранила патриарха Серафима»4.

  Патриарх Серафим Соловецкий, как сказано, провел 39 лет в сталинских лагерях, молясь обо всех страдальцах, помогая, утешая, исповедуя, чудесным образом выживая и духовно возрастая в невозможных условиях, что очистило и умилило его душу до степени святости. От него Блаженный Иоанн унаследовал неслыханный дар –  Чашу Христову (Грааль), в которую собраны капли мученической крови, излитые на соловецкой земле. Вот почему Иоанн Блаженный пишет: от Второй Соловецкой Голгофы Грааль снова возвращен человечеству.

  Как утверждают, Грааль в руках Блаженного Иоанна творит чудеса. Сотни верующих в письмах и беседах признавались, что им являлся отец Иоанн и оказывал необходимую помощь в трудную минуту. Через его помазания мирровыми маслами многие в России, США, Хорватии, Испании и др. странах исцелились от тяжких заболеваний. Многих он буквально спас в критической жизненной ситуации...

  В начале 90-х годов прошлого века Иоанн Блаженный сыграл значительную роль в духовном оздоровлении общества. В период, когда стала реальностью угроза возврата к тоталитаризму и новой гражданской войны, он встретился с министром обороны СССР Язовым (впоследствии участником путча ГКЧП), на дальнейшие действия которого удалось благоприятно повлиять.

  Однако вскоре кажущаяся милость властей поменялась на гнев. При участии некоторых деятелей огосударствленной православной церкви была организована кампания по дискредитации Блаженного Иоанна и последователей его школы. Им пришлось свидетельствовать свою веру, имея репутацию изгоев общества.

  Парадоксальной оказалась и позиция церковных властей. Вместо того, чтобы выступить в защиту верующих, официальная церковь возглавила гонения на них, принимая на себя часть функций карательных органов государства. Вот где в очередной раз наглядно проявилась суть «смешанного симфонического оркестра» представителей церковных и государственных институтов!

  Блаженный Иоанн проанализировал глубокий кризис государственной церкви в ХХ веке. Именно состояние церкви, по его мнению, является основной причиной духовной деградации современного общества. Закаленный еще с советских времен в духовных боях с «двуглавой гидрой» под противоречащим здравой логике названием «КПСС-РПЦ», он не сломался, не струсил, не покаялся перед гонителями, столкнувшись с непрерывным давлением на него и его школу, а еще более активно продолжил свою подвижническую деятельность во имя любви, доброты и правды. Придерживаясь бескомпромиссной позиции, он и теперь мужественно отстаивает свою точку зрения, формируя духовный взгляд на различные сферы жизни общества.

   Как миротворец, Блаженный Иоанн встречается и поддерживает контакты с представителями мировых религий и духовных движений, с религиозными лидерами разных стран. Он легко вступает в диалог с учителями и мистиками со всего мира и находит в их учениях сокрытые жемчужины Премудрости. Автор этих строк испытал глубокое и приятное потрясение, когда узнал о встрече и длительной беседе между двумя выдающимися духовными лидерами современности: Иоанном Блаженным и признанным лидером суфийского тариката «Накшбандийя» Назимом Хагани Киприси, который является продолжателем дела знаменитых мусульманских подвижников Шарафудина аль-Кикуни и Абдуллаха Дагестани, происходящих из России.

   Духовная и миротворческая деятельность архиепископа Иоанна (Береславского) нашла свое отражение в 13-м выпуске английского каталога «Кто есть кто среди интеллектуалов», в котором отмечен его особый вклад в духовное развитие мирового сообщества.

   По его инициативе или с его участием ежегодно проводятся крупные международные форумы, конгрессы и встречи. В ряде газет и журналов, как в России, так и за рубежом, вышли в печать многочисленные статьи о его духовных изысканиях. Голосу Блаженного Иоанна сегодня внимают многие люди в разных странах на разных континентах, его считают своим духовным отцом и притекают к нему, невзирая на расстояние, за добрым советом и помощью.

   Все сказанное, несомненно, выводит его в ряд выдающихся духовных мыслителей и деятелей современности.

Творчество

  Духовный путь Иоанна Блаженного неотрывен от его творческих дарований. В свое время он принадлежал к кругу московских поэтов 60-х, общался с Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной. В молодости, еще до обращения в веру, стал автором нескольких романов и повестей, сборников стихов, богословских и религиозно-философских работ. Изучал древнееврейский, греческий языки. Однако рано проявившиеся религиозные стремления побудили его все больше внимания уделять глубинной, мистической стороне бытия, что и стало основой его дальнейшего творчества и служения.

   Ныне творческий багаж Иоанна Блаженного насчитывает более 450 книг и более полутора десятков томов семинаров. Сюда можно добавить публикации в различных периодических изданиях – не говоря о целой серии потрясающих душу произведений духовной музыки. По плодовитости его можно сравнить с Гермесом Тристмегистом и Абу Хамидом аль-Газали, оставившими потомкам колоссальное количество трудов духовного содержания.

  Написанные о.Иоанном книги и поэтические сборники предлагают читателям ключи к универсальной духовности, к духовности различных цивилизаций и культур прошлого и настоящего, открывают ступени достижения духовного совершенства, тайны помазанничества, божественной любви («Миннэ»), бессмертия и многое другое.

  Блаженный Иоанн несказанно одарен преосененным знанием, которое древние полагали ключом к вратам Божества. Это знание находит выражение в философском, богословском, литературном, музыкальном, поэтическом духовном творчестве.

  Трудно отыскать жанр, в котором не работал бы этот удивительный человек. Религиозные проповеди, экзегеза, исторический очерк, актуальная публицистика, философские дневники, сатира, духовные сказки и притчи, оригинальная мистическая поэзия, сравнимая с русской, восточной и мировой духовной классикой, а также теология, афористика, мистерии, книги о явлениях Божией Матери и Христа… Подобно великим мистикам прошлого, ему дано раскрывать зашифрованный язык Премудрости в слове и музыке. В этой связи вспоминаются произведения Данте Алигьери и Эвелин Андерхилл, Рабиндраната Тагора, Рене Генона, Абдурахмана Джами и Джалаледдина Руми.

  Темы, которые разрабатывает на пути своего духовного подвижнического творчества Иоанн Блаженный, нельзя описать односложно. В своей совокупности они отражают взаимосвязь мировых религий и мистических течений, глубокие тайны человеческой души и общественного сознания, способы нравственного совершенствования и духовного развития на многотрудном пути к постижению божественной Истины.

  Следует отметить еще одну особенность творчества Блаженного Иоанна: в числе его источников – духовное наследие Гипербореи и Атлантиды, откуда, по его словам, берут начало все современные цивилизации. Духовному взору о.Иоанна сокровищница непорочных цивилизаций доступна как свитки таинственной Мистической библиотеки. Из нее почерпнуты уникальные темы его творчества, касающиеся дохристианской духовности, истории цивилизаций, в основе которых лежало непорочное начало, аутентичной истории России и других регионов, восстановление истинной истории жизни помазанников Премудрости – особенно тех, чья биография была в свое время искажена официозными или просто недобросовестными историками.

  Работая с источниками, Блаженный Иоанн часто прибегает к возможностям сравнительно-лингвистического анализа, морфологии древних языков. Он знаток и исследователь священных текстов, древних манускриптов и апокрифических писаний христианства, трудов западных и восточных мистиков разных школ (включая афонских исихастов). Ему доступны высота мудрости учителей дзен-буддизма и суфизма, мистические ветви которого питаются корнями, уходящими в глубокую древность, ко временам Гермеса и Орфея, Сепхиза и Пифагора, библейских и коранических пророков и праведников.

  Своим особенным интуитивным чувством отец Иоанн восходит к общему источнику их сакрального смысла. Высокая любовь, которой дышат его книги, его музыка, становится источником и вдохновляющей силой не только для его учеников и иных подвижников, но и для светских авторов музыкальных, поэтических, богословских и других сочинений[5]. Не удивительно, что его идеи, уходящие к древним учениям и интерпретированные на современный лад, находят отклик в различных сферах общественной и культурной деятельности. Многие интеллектуалы обогащают ими собственный творческий опыт. Известные деятели литературы и музыкального искусства считают его своим учителем и воплощают его духовные образы в своем творчестве. Ученики Иоанновой школы становятся яркими мыслителями, богословами и мистиками, продолжая развивать это направление духовной мысли6.

  Из произведений Блаженного Иоанна на сегодняшний день можно составить целую библиотеку. Его книги переведены и продолжают переводиться на разные языки. Их с одинаковой увлеченностью читают люди разного возраста, рода занятий и круга интересов. Эта сокровищница должна быть изучена, проанализирована и принята не только к сведению, но и к практическому воплощению.

   О музыкальном творчестве Блаженного Иоанна стоит сказать немного подробнее.

В его музыкально-композиторском творчестве, как и в личности самого автора, соединились сферы музыки и божественного Слова. По мнению этого помазанника Премудрости, музыка является естественной составляющей слова. Подобно великим мистикам прошлого, Блаженному Иоанну дано раскрывать зашифрованный в слове и музыке язык Премудрости. Его оригинальные произведения передают вибрации духовного мира, как об этом много веков тому назад писал Гермес Трисмегист («Кибалион»), и на них откликаются многие души.

   Профессиональный музыкант, преподаватель Людмила Добросмыслова (Новосибирск) пишет о музыкальном творчестве Блаженного Иоанна следующее:

   «Насущная необходимость появления фортепианной школы о.Иоанна продиктована самой жизнью: в настоящее время музыка становится достоянием немногочисленной элиты, не выходя из узких рамок традиционного круга “музыкальная школа – училище – вуз – аспирантура (ассистентура)” – что неизбежно ведет к угасанию этой системы. Приверженцев высокосодержательной классики, воспитывающей настоящий художественный вкус, эстетические критерии, становится все меньше и меньше. Музыкальный эфир и эстрада заполонены бессмысленной попсой, действующей на физиологическом уровне на чувственные, плотские инстинкты и убивающей в человеке интеллект (что доказано экспериментальной музыковедческой наукой). Поэтому о.Иоанн – страстный пропагандист-просветитель, переигравший и записавший на диски лучшие творения величайших композиторов. Поэтому-то и его новые книги не только раскрывают музыкальные смыслы их сочинений, но поясняют, как исполнитель может сам стать музыкальным священнодействующим инструментом, драгоценной лирой, “орфеоном”…

   Неподходяще было бы назвать его новое творение “методическими указаниями”, как сейчас это принято. Слишком смешно и приземленно это звучит. Но написанная в высочайших духовных измерениях, его книга достучится до сердец музыкальных педагогов и их учеников.

   Необычны книги о.Иоанна о Моцарте, о выдающейся пианистке Марии Юдиной – духовной дочери Серафима Умиленного. Незабываемы его исполнения фортепианных сочинений Чайковского, Бетховена, Моцарта… Его “Petrof”7 – алтарь, трибуна проповедника, изливающего свет, любовь и доброту; его волшебные руки владеют миллионами нюансов, создающих вибрационное поле утонченно-музыкальной экспрессии. Он исполнительски воплощает то, что невозможно выразить словом, что не рационально-логично (“мысль изреченная есть ложь”). Его игра, полностью лишенная чувственности, – духовна, исповедальна, философски насыщенна.

  Владея градуляционным жезлом, он бережно и нежно касается сердечных струн, вещая о том, что было свыше “надиктовано” композитору, чем композитор одаряет пианиста, пианист – слушателя.

  Музыка в его руках – дар небес, язык божеств, язык обожения человека, помогающий проникнуть в глубинные архетипические замки. Музыка, исполняемая им, создает сферы, стирающие зло, похоть, мамону, узурпацию; она повествует о смысле жизни и смерти, о спасении, она источает консоламентум, несет, по словам о.Иоанна, любовь, какой нет на земле, доброту и чистоту, невозможные на земле, которой жаждет душа как чистой воды в пустыне».

   Блаженным Иоанном воспитаны талантливые композиторы и исполнители, создано новое направление духовного пения, в том числе на основе сложенной им системы «гласов»8. Такое искусство пения глубоко трогает сердце, вызывает горячие слезы умиления и духовного восторга.

   Перефразируя известного классика, можно сказать, что отец Иоанн является лучшим музыкантом и композитором среди духовных лидеров и лучшим духовным лидером среди музыкантов и композиторов. Подобным же образом можно описать соотношение его поэтического и писательского таланта.

  Он является также создателем оригинальной школы пластической молитвы – молитвенных жестов, которые передают вибрации духовного сердца, ориентированного на высшие силы. Отметим, что элементы этих движений использовались много тысячелетий тому назад в древних ритуальных шествиях, хороводах и мистериях.

  Блаженный Иоанн пишет, что черпает свои знания и силы из божественных откровений, сопричастие которым позволяет его уму находиться в состоянии непрестанного преосенения. Дева Мария открыла ему места своего особого таинственного присутствия по всему миру, названные Ею «великими престолами откровений». Посещая эти святые места, он слышит живое Слово, сходящее свыше, в котором запечатлено нежное дыхание вышней любви, и затем излагает его содержание в оригинальных произведениях. Книги откровений пользуются огромной популярностью среди читающей и думающей публики. Не хлебом единым живет человечество!

  В таких произведениях (сам он именует данный жанр «боготворениями») Иоанн Блаженный выступает одновременно в ипостасях автора и соавтора, что показано, в частности, в его интереснейшей книге «Дневник с места откровения»9.

  Как видно из книг, обычно откровения даются в горных районах или вблизи морских побережий. Блаженный Иоанн ощущает внутренний зов и устремляется к месту, которое ему указывается свыше, как правило, на высоких горах. Посещая по указанию Премудрости Ее престолы откровений, он восходит на горы, чтобы вновь стать участником нескончаемо творящегося живого Слова, которое и запечатляется потом на страницах книг.

   В момент откровения, рассказывает отец Иоанн10, он не слышит голосов и не имеет никаких видений. Его тело находится в почти нечувствительном физическом состоянии. В то же время работа разума в миллион крат убыстряется, усиливается чувствительность – происходит перевод в иное измерение. Как он сам свидетельствует, «откровение происходит во внутреннем, записывается на духовные скрижали и [одновременно] транслируется премирно»11. Затем услышанное переносится на электронные и бумажные носители.

  В рамках этого проекта, тем более одной главы, невозможно даже в кратком виде передать смысл и содержание откровений, получаемых Блаженным Иоанном, поэтому советую обратиться к его прекрасным книгам и другим боговдохновенным произведениям славяно-теогамической школы. Благо, в отличие от приснопамятных советских времен, нынче не составит особого труда приобщиться к трудам великого мистика.

Подвижничество. Общественная деятельность

  По обращении в веру, как говорилось, о.Иоанн прошел школу православного святодуховского подвижничества у матушки Евфросинии. Практика ее включала вдохновенные «поклончики», ночные молитвенные бдения, огненные посты и омовения на святых источниках, нищету и странничество, горячую слезную проповедь. Будучи наследницей сразу нескольких ветвей русского старчества, она жила в порядке исполнения Божьей воли, любила Христа всем сердцем, собеседовала с Божией Матерью, жертвенно вымаливала тех, кто в этом нуждался. Важнейшим инструментом подвижничества, направленного на стяжание Духа Всевышнего, она считала именно проповедь и еще молитвенное служение людям, вовлекавшее ее в «невидимую брань».

  Старице Евфросинии был открыт духовный мир. Все, что ни делала, она наполняла Святым Духом и божественной любовью. И все свои дарования и духовные печати подвижница передала любимому ученику о.Иоанну.

  По масштабу и эффективности духовного подвижничества Иоанн Блаженный находится в одном ряду с такими выдающимися духовными лидерами своего времени, как Франциск Ассизский, Джалаледдин Руми, Махатма Ганди, Лев Толстой. Хочется немного подробнее рассказать о его подвижническом проповедническом и общественном служении.

  В самом начале своей публичной деятельности в 90-х годах прошлого века Блаженный Иоанн выступил инициатором и организатором создания благотворительного фонда и издательства, задачей которых была публикация произведений религиозной литературы, в т.ч. авторов, ранее недоступных широкой аудитории. Он учредил также общественное движение «Новая Святая Русь», в которое вошли представители интеллигенции, священники, философы, ученые, писатели и многие простые мыслящие люди, стремившиеся к духовному возрождению России.

  В августе 1991 года, когда в стране происходили бурные общественно-политические события, готовые перерасти в гражданскую войну, отец Иоанн находился в их гуще. Пастырским словом и молитвенным служением он способствовал предотвращению военного столкновения между противоборствующими силами. Он встретился с представителями политической власти и Вооруженных Сил (в частности, с министром обороны СССР маршалом Язовым), убеждая их не допустить кровопролития, и благословил на решение конфликта мирным путем. Это благословение было Д.Т.Язовым принято, вследствие чего отданный 20 августа приказ председателя КГБ Крючкова об атаке баррикад у Белого дома был проигнорирован армейским командованием. Следствием стал практически бескровный переход власти от КПСС к демократическим силам.

  Иоанн Блаженный никогда не скрывал своей антикоммунистической позиции. Открыто призывал к отказу от мнимых идеалов атеистической эпохи, видя выход из кризиса и идейного застоя в обращении к истинным духовным ценностям. Он был первым в России, кто после падения коммунистического режима вернул к жизни идеалы Святой Руси, утраченные в эпоху господства агрессивного атеизма. О.Иоанн публично огласил «божественный призыв к страдающему русскому народу о возвращении к извечным аксиомам осмысленного и активного следования истине, нравственности, любви и красоте, божественному промыслу, в соответствии с которым русская нация должна определять свой дальнейший путь»12.

  Церковный кризис XX века – одна из важнейших для Блаженного Иоанна тем. Он подверг серьезному анализу его причины и последствия, среди которых «почетное» место занимает церковно-государственная «симфония», сказавшаяся и в сферах идеологии, и в экономике. Вспомним дифирамбы властям, звучавшие с церковных амвонов, и панегирики архиереям, исходящие от чиновничества. Как совершенно ясно сегодня, это своего рода «идеологическое обслуживание» двурушничества и коррупции, охвативших все стороны жизни нашего государства.

  Толерантность, широта и масштабность мышления позволяют отцу Иоанну, не ограничиваясь рамками отдельной конфессии, культуры или традиции, раскрывать пути к духовному единству разных народов на основе альтруизма и нравственного совершенствования. Вспомним графа Л.Н.Толстого, который выступал с аналогичными призывами сто лет тому назад. Голоса яснополянского старца и отца Иоанна перекликаются через десятилетия.

  Как известно, извечен конфликт старого и нового мировоззрений, в том числе их религиозной и этической составляющих. При новизне и самобытности подвижнической деятельности Блаженного Иоанна не удивительно, что она многих не устраивает. Оппоненты вменяют ему в вину некое «отступление от фундаментальных церковных предписаний и канонов». Отдельные представители религиозного традиционализма (а точнее сказать, заскорузлого церковного чиновничества), следуя извращенно понимаемым целям церкви или личным конъюнктурным интересам, замалчивают труды и инициативы отца Иоанна и искажают их смысл. Тем самым они лишь демонстрируют собственную духовную несостоятельность.

  Передовое мышление всегда оказывается в конфликте с архаичными представлениями, отжившими век традициями и некогда навязанными стандартами, противящимися свежим веяниям реальной жизни. Вот почему востребованная временем духовность школы Блаженного Иоанна, далекая как от оккультизма, так и от фундаментализма, вызывает нападки со стороны рьяных приверженцев традиционных церковных институтов.

  В трудах и подвижничестве отца Иоанна нет нарочито модной «светскости», проявляемой иными современными иерархами. Его взгляды всегда внутренне обоснованны и убедительны, выводы и заключения опираются на глубокое знание предмета и понимание своевременности преподносимой духовной концепции.

  Иоанн Блаженный большое значение придает также аутентичности перевода на языки мира священных и духовных текстов. Он преподнес боговдохновенную концепцию образования, касающуюся и детей, и учителей. Основа ее – в особом понимании образования как вдохновенного познания глубин общечеловеческих истин через праведность, святость, духовность. Процесс познания должен происходить вне формализма и начетничества, через привитие любви к учебе, уважения к педагогам и достижения глубокого диалога между учителем и учеником. Без этого, говорит о.Иоанн, не может быть и речи об успешной передаче знаний от поколения к поколению. Это особенно важно в наше время, когда светское и церковное образование терпит кризис, обусловленный, помимо прочего, повсеместным проникновением щупалец коммерциализации.

  Особое внимание Блаженный Иоанн уделяет тому, чтобы развитие тела и духа было гармоничным, и сам делает для этого все возможное, совмещая активное духовное служение с физическими нагрузками. Проповедуемый им здоровый образ жизни включает в себя физическую культуру, здоровое питание, воспитание благородных душевных качеств и духовную практику. Отец Иоанн учит, что в современном мегаполисе просто необходимо правильно вести себя. Это касается даже умения питаться и дышать. Вместе с ближайшими друзьями-учениками о.Иоанн разработал уникальный комплекс дыхательно-двигательных упражнений, названных «синритмия» – жизнь в ритме сердца. В совокупности с духовной практикой и правилами здорового питания эта система позволяет человеку исцелиться от многих недугов.

  За свою творческую и общественную деятельность Блаженный Иоанн удостоен ряда международных наград и почетных званий. Его вклад в дело укрепления мира неоднократно был отмечен Международной ассоциацией «Преподаватели за мир во всем мире» при ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Его стремление сплотить прогрессивную русскую творческую и духовную интеллигенцию вылилось в создание в 1995-м г. в Санкт-Петербурге «Независимой ассоциации российских религиозных писателей и философов».

  Примечательно, как уже было сказано, что круг его общения не ограничен только представителями различных ветвей христианства. В числе его друзей мусульманские шейхи и католические кардиналы, учителя дзен-буддизма и лидеры сикхов, других духовных движений и школ, политики и чиновники, деятели науки и культуры. Подвижник объездил полмира, провел множество конференций и встреч на разных уровнях. На одной из таких встреч в 1997 году лидер российских мусульман, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль сказал: «Опыт отца Иоанна неоценим и для мусульманского мира».

  Особый пласт его подвижнической деятельности составляет литургическое служение и передача людям молитвенных слов, услышанных от Пресвятой Девы Марии. Вот молитва, которая датируется 13 декабря 2011 года:

  О Alma Mаter Dei et Humani 13

на миллионоочитой колеснице небесной доброты!

Осияй внутренние храмы

и соделай нас миллионкрат добрее, чем мы есть,

под солнцем Твоего трисолнечного божества

Последователи

   Говоря о Блаженном Иоанне, трудно удержаться от превосходящих степеней. Людей разных поколений привлекают к нему честность и открытость, боговдохновенность и доверительность, интеллект и дарования духовного пастыря, а главное, чистая любовь, которой дышит все его существо. Общаясь с ним, невольно думаешь: человек с таким лицом, такой внешности способен лишь на четыре вещи – любовь и доброту, доброту и любовь, которые начертаны на его челе.

   Как и следовало ожидать, он имеет огромное количество последователей и учеников, которыми вряд ли сможет похвастать любой из высших иерархов РПЦ. Среди них много интеллигенции, чистой, красивой молодежи. Недавно пришедшие отмечают духовную красоту пожилых людей. Одна из его последовательниц, Марианна Иванова, вспоминает:

  «Помню первое, что поразило меня в церкви – красота собранных здесь душ. Я для себя отметила: какие красивые старушки! И совсем недавно отец Иоанн сказал: самые красивые женщины – в возрасте 60, 70, 80 лет...»

  Жизнь Блаженного Иоанна проходит в очень простой обстановке. Он всегда предпочитает аскезу богатству, полагая нестяжательство залогом духовного аристократизма. Обывательству, эгоизму, меркантильности он противопоставляет идеал бескорыстного служения человечеству. Потому закономерно, что его окружение составляют уважаемые и уважающие ближних люди, которые отмечают заботу и любовь со стороны своего наставника.

  «Когда только пришла в церковь, – продолжает Марианна, – меня потрясло его коленопреклоненное покаяние перед паствой. Нигде я не видела такой открытости и доверия. Отец Иоанн покоряет сердце с первого взгляда необыкновенной добротой, которая лучится от всего его существа. Гиперборейский белый старец со взглядом мудреца и одновременно ребёнка. Прост и доступен.

  Помню первое причастие из его рук: будто сам Христос причастил. И с тех пор (вот уже восемнадцать лет) потрясенность не покидает меня. Потрясает всё: высота и неординарность его личности, несказанная доброта и литургии, песнопения и книги, семинары блаженного Иоанна и особенно люди Иоанновой экклесии.

  У Премудрости тысячи ключей к победе над лукавым. Но воплощают Ее замыслы души, пришедшие на землю – и здесь необходимо личное мужество. Надо отвергнуть «адаптационную» перелепку14, расторгнуть заветы с князем мира сего, победить его внутри себя, вернувшись в завет с Отцом чистой любви. Это не так просто – нужно проявить личный героизм.

  Один из ключей к изменению составов и преображению человека – причастие из чаши Грааля, из рук помазанника.

  Как хранитель Грааля, отец Иоанн на небывалую высоту вознёс таинство евхаристии. Невозможно оторвать взгляд от отца, когда он причащает души. С какой любовью и трепетом он смотрит на причастников! Для каждого находит свой жест, свое слово, пресуществляясь в них – и преображаются до неузнаваемости, одни ненадолго, а некоторые навсегда. На глазах происходит величайшее таинство обожения через принятие божественных составов Христа. Я не видела ничего прекраснее. Невольно текут умиленные слезы..

  Человек и сам – маленькая чаша, маленький Святой Грааль. Человек достоин того, чтобы созерцать его озаренно. Это основное в учении блаженного Иоанна.

  Мир изменится к лучшему только тогда, когда всё будет служить человеку как основной ценности этого мира, как божеству. Но для этого должен измениться и человек.

  Помню одну из литургий, на которой так явственно ощущалось присутствие Грааля – Чаши Отца небесного. Отец Иоанн с умилением и нежнейшей любовью обнимал евхаристический потир, прижимал его к сердцу, возносил к престолу Всевышнего для освящения. Душа, созерцая высочайшее таинство, трепетала и приходила в восторг, жаждая через причастие стать одно со Христом, одно с Отцом, одно с Божией Матерью.

  Наверное, наиважнейшее, что отец Иоанн делает для человечества – открывает нам Бога как добрейшего добрых Отца чистой любви. Каков Бог – таков и человек.

  Я считаю, что блаженный Иоанн совершил прорыв, который до него никому не был под силу. Он идет такими семимильными шагами, опережая, как он говорит, даже самого себя, что мы, его духовные дети, еле успеваем за ним. Он опередил свое время настолько, что, может быть, еще тысячу лет человечество будет постигать его учение. Он владеет золотыми ключами преображения, которые ему вручили катары и богомилы, наследники учения славян-теогамитов, обращенных Андреем Первозванным и Иоанном (принесшими на Русь Чашу от Соловьиной горы, где последние земные годы провела Божия Матерь и куда в духе приходил после вознесения Христос).

  Сегодня возвращается то, что было изгнано византизмом с русской земли: живая огненная вера (ничего общего не имеющая с мертвым ритуалом), рыцарское поклонение Богоматери, сердечное и крестное сочетание с дорогими братьями, сестрами и отцами, солнечные шествия, радостные хороводы против стояния статуей на «рядовых» литургиях.

  И хотя прекрасны покаянные литургии Православия Святого Духа, помогаюшие понять глубину падения души, и покаянные слезы об отступлении от Отца небесного, ныне преподнесен новый ключ – подобрение. Доброта – качество небесного Отца. Доброта освобождает от греха больше, чем покаяние, и гармоническое совершенствование в чистоте, премудрости, любви и доброте как ничто другое позволяет достичь духовного мира и обрести истинное милосердие».

  Нужно сказать, что немного можно насчитать последователей духовных учений, которые бы с такой искренней любовью и глубиной говорили о своем учителе.

  К Блаженному Иоанну обращаются не только его ученики и единомышленники, но и люди подчас весьма далекие от религии и церкви. Жизнь тех, кто получает его рекомендации и советы, удивительным образом меняется, разрешаются их проблемы. В светлых духовных обителях, основанных им и его учениками, многие обрели настоящее счастье и радость. Одних Божий промысел через о.Иоанна спас от невзгод и бед. Кому-то пастырь открыл наивысший смысл жизни. Он умеет увлечь и повести за собой. Тысячи гостей регулярно собираются на организуемые им международные духовные форумы. Самые разные люди получают от него мудрые советы и с помощью Божией в краткий срок освобождаются от мучающих их пороков и проблем.

  Ему постоянно звонят из разных концов мира, пишут письма. Для каждого он находит доброе слово утешения, помощи, совета и поддержки. Объясняя свой образ жизни как служение людям из любви, он укрепляет и поддерживает родителей во взаимоотношениях с детьми, детей во взаимоотношениях с родителями, возрождая исконный институт семьи, восстанавливая аристократическое благородство и чистоту семейных отношений. Ряд его работ посвящен этому вопросу15.

  Преподнося людям нравственные уроки, о.Иоанн подает ключи к достижению духовного совершенства и раскрытию божественного потенциала. Божество изначально заложено в каждом человеке самим Создателем. Как бы низко ни пал человек, ни заблуждался в своих воззрениях, ни ошибался на жизненном пути, он сохраняет потенциал исправления и духовного возрождения.

  Иоанн Блаженный учит: есть много духовных путей, но путь чистой любви из них самый прекрасный и блаженный. Здесь прямо-таки напрашиваются пронзительные, полные нежности и любви слова, сказанные Блаженным Иоанном о своих последователях и вообще о людях:

  «Я действительно люблю людей в запредельном пределе. Успокаиваюсь от их юродивого общества. Когда их много, мне исключительно хорошо, поскольку люблю их и тем самым покрываю. Люблю – и тем самым не замечаю их маленьких уродств и вопиющих недостатков. Люблю их еще больше за беспросветную тоску и вопиющую бессмыслицу, тщету и суету. Люблю их еще больше с грехами, маразмом и слабостью. Призываю каждого тысячекратно пресуществиться, стать больше самого себя... Но люблю их такими, какие они есть»16.

  С таким пастырем, как говорят в народе, не страшно хоть на край света.



[1] Богомильство и теогамизм – тождественные понятия. Древние богомилы получили свое название не от имени мифического «попа Богомила», а от слов «Бог» и «миoлица» (по-славянски – невеста). Теогамия означает «брак с Божеством». – Ред.

[2] О.Лебедев. «Иоанн – пророк катарский», на сайте www.ioan.ru.

[3] Наиболее известные из них – «Серафим, патриарх соловецкий»  и «Соловки – Вторая Голгофа». Обе выдержали множество переизданий в России и Украине, переведены на ряд иностранных языков и продолжают переиздаваться; также в цикл о Второй Голгофе входят книги «Соловецкий сад», «Кровавые камни», «Теология Второй Голгофы», «Евангелие Второй Голгофы», «Серафим в 144 ликах», «Победитель Гулага» и др.

[4] Архиепископ Иоанн. Серафим, патриарх Соловецкий. М., 2001, с.12.

[5] В качестве примера можно назвать совместную книгу Блаженного Иоанна и профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения Е.М.Левашева, посвященную Псалтыри: «Таинственное жилище Бога.  Распечатанная Псалтырь» (М., 2004). Комментирующие разделы написаны проф. Левашевым.

[6] Блаженный Иоанн часто использует понятие «Иоаннова школа», «Иоаннова экклесия», но важно заметить, что не имеет в виду себя. Иоаннова школа, Иоаннова церковь в его терминологии восходит к апостолу Иоанну, возлюбленному ученику Христа и Божией Матери. В мировой христианской традиции «церковь Иоанна» объединяет мистиков и духостяжателей, в противовес «церкви Петра» – институту официальных жрецов, якобы «преемников апостола Петра». – Ред.

[7] Одна из лучших марок фортепиано.

[8] Гласы или лаoды – обновленная и преображенная блаж. Иоанном система музыкальной огласовки, принятой в православном духовном пении. В результате творческой переработки духовно-певческий строй очищен им от вторичных привнесений и приближен к аутентичным образцам, почти забытым ныне – так пели свои «псальмы» русские калики перехожие, барды богомильской Руси до вторжения византийщины. Новая система духовного пения заслужила высокие оценки современных знатоков и теоретиков духовной музыки, напр. таких как уже упоминавшийся проф. Е.М.Левашев. – Ред.

[9] Архиепископ Иоанн. Дневник с места откровения. М., 2003.

[10] 12 великолепных ответов о.Иоанна на 12 великолепных вопросов. Сб-к «Пантеоны», № 38. М., 2009, с.30.

[11] Там же, с.31.

[12] А.Дорохов, «За что монополисты от ортодоксии гонят Богородичный центр?» (информационно-аналитический портал RSNews.net, архив).

[13] Alma Mаter Dei et Humani (лат.) – Матерь, кормящая богов и людей. Одно из высочайших мистических имен Божией Матери.

[14] Богомильская духовность именует так порчу, которой подвергаются души, воплотившиеся на земле. Князь мира сего под предлогом «адаптации к земным условиям» втесняет в них начала греха, порока, узурпации, эгоизма. Незаконная «адаптационная» перелепка преодолевается новой лепкой от Духа Святого, пройти которую призывается всякий подвижник. – Ред.

[15] См., напр., сборник Блаженного Иоанна «Небесная красота семьи. Беседы, проповеди, мысли о христианской семье» (М., 2006).

[16] Блаженный Иоанн. Дневники. Том 3: «Кладовые любви». М., 2011. С.484.

Марат Иорданов

Каталог
Навигация
Облако тегов
Загрузка флеш...
Новинки
Мар-Мани мироточивый
20 гр.
В корзину В корзину В корзину Подробно
Династия деспозинов на русском престоле
90 гр.
В корзину В корзину В корзину Подробно
Фортепиано как орфеон
62 гр.
В корзину В корзину В корзину Подробно
Четыре музыкальных христа
36 гр.
В корзину В корзину В корзину Подробно
Мирові мощі (укр.мова)
23 гр.
В корзину В корзину В корзину Подробно
Народный метрополит (русский язык)
50 гр.
В корзину В корзину В корзину Подробно
Аутентичные лики истории
36 гр.
В корзину В корзину В корзину Подробно
И. Гайдн. Симфония №102
25 гр.
В корзину В корзину В корзину Подробно
Маестро сонячних хоралів
55 гр.
В корзину В корзину В корзину Подробно
Домой Карта сайта Связь
Создание Интернет-магазина Svitsofii.com.ua - PHPShop. Все права защищены © 2003-2016.